Типы железнодорожных вагонов

Перевозка грузов по железной дороге осуществляется различными типами подвижного состава. В зависимости от характера груза, конструкции кузова, способов погрузки и выгрузки, а также обеспечения сохранности грузов различают: крытые вагоны, полувагоны, платформы, цистерны, вагоны-самосвалы, вагоны бункерного типа и реф-вагоны.


Крытый грузовой вагон используется для перевозки грузов, требующих защиты от атмосферных осадков. Кузов вагона представляет собой конструкцию, состоящую из рамы с полом, 4-х стен и крыши. Погрузка и выгрузка в универсальных крытых вагонах осуществляется через двери, расположенные в боковых стенах.

Внутренние размеры Размеры дверейВесОбъемЗагрузка
Крытый вагон мм мм т м3т
длина 15724 26,0 138,0 68,0
ширина 2764 3802
высота 3050 2334

* параметры вагона могут отличаться в зависимости от модели и производителя


Полувагон предназначен для перевозки грузов, не требующих защиты от атмосферных осадков. Так как полувагоны не имеют крыши, то это позволяет полностью механизировать погрузку. Для перевозки сыпучих грузов существуют полувагоны с люками в полу, который позволяют механизировать выгрузку таких грузов.

Внутренние размеры Размеры дверейВесОбъемЗагрузка
Полувагон мм мм т м3т
длина 12690 23,0 75,2 71,0
ширина 2890
высота 2050        

* параметры вагона могут отличаться в зависимости от модели и производителя


Хоппер (англ. hopper - бункер) - разновидность полувагона, используемая для массовых перевозок удобрений, цемента, зерна и других сыпучих грузов. Для защиты от атмосферных осадков, применяются крытые хопперы с загрузочными люками на крыше.

Внутренние размеры Размеры дверейВесОбъемЗагрузка
Хоппер мм мм т м3т
длина 23,0 81,0 70,0
ширина
высота

* параметры вагона могут отличаться в зависимости от модели и производителя


Платформа - вагон, применяемый для перевозки машин, оборудования, длинномерных грузов, контейнеров, а также сыпучих грузов, не требующих защиты от атмосферных осадков. Контейнерные платформы не имеют бортов и оборудованы специальными замками для крепления большегрузных универсальных контейнеров любых типов. Платформы для перевозки леса имеют торцевые стены и дополнительные специальные стойки, предотвращающие смещение груза.

Внутренние размеры Размеры дверейВесОбъемЗагрузка
Платформа мм мм т м3т
длина 13300 23,5 71,0
ширина 2770
высота 400

* параметры вагона могут отличаться в зависимости от модели и производителя


Вагон-цистерна применяется для перевозки жидких грузов, сжиженных газов и порошкообразных материалов.

Внутренние размеры Размеры дверейВесОбъемЗагрузка
Цистерна мм мм т м3т
длина 27,0 83,0 67,0
ширина
высота

* параметры вагона могут отличаться в зависимости от модели и производителя


Вагоны бункерного типа - по существу, крытые вагоны или крытые хопперы с той лишь разницей, что на одной раме смонтированы несколько емкостей, предназначенных для перевозки специфических сыпучих грузов (мука, нефтебитум, гранулированные материалы).

Бункерный вагон предназначен для перевозки битума по всей сети магистральных железных дорог колеи 1520 мм и путям промышленных предприятий от мест налива до мест потребления.

Вагон представляет собой рамную сварную конструкцию с установленными на ней четырьмя бункерами с опорами, оборудованными механизмами запирания, которые удерживают бункера в транспортном положении. Бункера снабжены крышками, препятствующими расплескиванию битума и попаданию влаги внутрь во время транспортировки.

Конструкция вагона позволяет загружать битум в жидком состоянии при температуре 150 - 200 градусов Цельсия, разгрузка вагона производится путем опрокидывания бункеров на одну из сторон пути. Двойная обшивка каркаса бункеров позволяет подавать пар во внутреннее пространство между обшивками для разогрева битума перед разгрузкой, что обеспечивает его гарантированную выгрузку в холодное время года.

Все управление данными действиями происходит дистанционно, посредством автоматической установки, которой оснащен поезд. Обратно в исходное положение вагон возвращается либо самостоятельно, когда на него действует собственный вес, либо посредством посадочного пневматического цилиндра устанавливается в принудительной форме.


Думпкар (англ. dump - опрокидывать, car - вагон) - вагон-самосвал. Он используется для перевозки и механизированной разгрузки сыпучих и крупнокусковых грузов. Думпкарами именуются железнодорожные вагоны, а именно одна из их разновидностей. Данные типы вагонов причислены к типу грузовых и выполняют перевозку именно определенных, не боящихся атмосферных осадков грузов. Данными грузами могут быть такие как руда, уголь, грунтовые материалы, щебенку, песок и другие подобные названным грузы.

Характеристики думпкара

Отличается думпкар по способу выгрузки материала, а именно тем, что кузовная часть этого вагона способна наклоняться для разгрузки, чего не имеют остальные грузовые вагоны. Во время откидных действий борта данного вида вагона откидываются, что способствует большей производительности, поскольку разгрузка посредством всех этих манипуляций происходит значительно быстрее. Кузов думпкара производит откидывание посредством работы пневматических цилиндров, которые установлены на шарнирах, на нижней раме вагона. Здесь в свою очередь действие происходит от сжатого воздуха, который через трубопровод выдает компрессор, находящийся в локомотиве.

Думпкар - виды и разновидности

Думпкары могут подразделяться по количеству осей, на которых они выполнены. Так существует три вида, а именно думпкары, работающие на четырех, шести и восьми осях. Соответственно и грузоподъемность данных видов вагонов прямо пропорциональна количеству осей, чем их больше, тем больший груз может поднять на себя думпкар. Для перевозки грузов, вес которых превышает сто сорок пять тонн, существуют отдельные виды думпкаров, а именно те, которые специально разработаны для транспортировки пород имеющих тяжелую массу.

А так же еще одной разновидностью думпкара является так называемый думпкар узкоколейный, который предназначен для перевозок небольших грузов, массой не более двадцати двух тонн. Данные вагоны имеют специальные назначения, и не используются столь широко. Способ выгрузки думпкаров тоже может различаться, а именно он может осуществляться посредством работы гидравлической системы, и как уже было сказано выше, за счет пневматики. Использование думпкаров широко применяется для транспортирования горных пород, руды, и очень часто на данных вагонах перевозятся полезные ископаемые.


Основными техническими характеристиками грузового вагона являются: тара (собственная масса порожнего вагона), грузоподъемность (наибольшая масса груза, которую можно в нем перевозить), объем кузова, площадь, длина и другие линейные размеры.